Карачевские храмы

Город Карачев – один из древнейших городов Орловского края. Вся многовековая история нашего города связана с православием. Недаром в старину Карачев называли родником или колыбелью монашествующих. В 1654 году в описании путешествия антиохийского патриарха Макария упоминается и Карачев, в котором тогда было 5 церквей. В 1764 году в Карачеве насчитывалось 12 церквей. В плане города 1808 года числилось одиннадцать храмов в черте города и Воскресенская церковь за р.Снежеть (на Бережке).

Соборный Архангельский храм расположен в южной части г.Карачева, почти на краю города, в черте древней городской осыпи. Ближайшие церкви к нему – Осиевская и Введенская. Городская осыпь занимает площадь в форме неправильного четыреугольника, размером около 8500 кв. с. Несомненно, она древнего происхождения и имела назначение одинаковое с древними сооружениями этого типа. В одной древней книге, хранящейся в Соборном архиве от 1-й пол. XVII ст. земля, на которой устроен собор, названа “местом церковным Великомученика Георгия”. Это обстоятельство заставляет предполагать, что до эпохи смутного времени здесь находился храм св.Георгия, который, вероятно, был разрушен в тяжелую годину самозванцев вместе с прочими Карачевскими храмами. При возобновлении города после смутного времени на месте разрушенного храма сооружена была деревянная соборная церковь Архистратига Михаила. Этот храм просуществовал около столетия; в половине XVIII в. он был заменен ныне существующим каменным зданием храма. Но когда именно, кем и по какому случаю сооружено нынешнее здание Соборного храма, к сожалению, остается неизвестным. Карачевский Соборный храм – одноглавый с каменною при нем колокольней, теплый; размер его в длину 47 аршин, в ширину 27. Для своих прихожан вместительность его вполне достаточна; но как соборный храм для всего городского населения он весьма тесен и маловместителен. При первоначальном устройстве в Соборе был один главный престол во имя Архистратига Михаила; в 1786 году сооружен первый придел во имя Страстной иконы Божией Матери; в 1809 году воздвигнут 2-й придел во имя св. Димитрия Ростовского; в 1844 г. Карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен 3-й придел в честь иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, и, наконец, в 1848 г. церковным старостой Константином Писковитиным сооружен 4-й придел имени Великомученика Георгия. Капитальный ремонт храма был произведен в 1900 году, когда были сооружены новые иконостасы в более древних приделах храма, стоимостью около 3000 руб. Главной святыней храма является местно-чтимая икона Божией Матери “Страстная”: когда и кем сооружена она – неизвестно; первоначально она находилась в бывшем Карачевском Введенском монастыре; по упразднении же этого монастыря в XVIII ст. икона перешла в Соборный храм и сделалась его неотъемлемою собственностью. Почитание иконы началось после достопримечательного случая, связанного с именем Императрицы Елизаветы Петровны. Предание об этом рассказывает так. Елизавета Петровна болела глазами. Медицинские средства оказывались бессильными помочь ей, и вот, после долгого, но безуспешного лечения, Императрице во сне было откровение, что она тогда только избавиться от своей болезни, когда помолится пред Страстной иконою Божией Матери, находившейся тогда в Карачевском Введенском монастыре. Исполненная веры и благочестия, Императрица после этого откровения послала за Страстною иконою в названный монастырь. Отсюда икона была перенесена в 1754 г. в Петербург. По совершении моления пред Страстною иконою Государыня Елизавета Петровна действительно получила благодатное исцеление от глазной болезни и по чуству благодарности к Божией Матери своими руками вынизала на образе Ея драгоценный убрус и фату и с таким украшением, хранящимся на иконе доселе, возвратила ее в Карачев. Страстная икона имеет размер в длину и ширину около 18 вершков; риза на ней усеяна жемчугом, а вецы над главами Богоматери и Спасителя украшены алмазами и другими драгоценными камнями.
- Метрические книги имеются с 1806 года; исповедные с 1825 г. Церковной земли при соборе 1260 дес., в расстоянии 6 верст от города.
- Жалования причт не получает; церковных домов для него не имеется. Состав причта двухштатный: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. До начала XIX ст. Соборный храм был безприходным, и трехштатный причт его содержался частью доходами с церковной земли, частью казенною ругой. Образование соборного прихода принадлежит протоиерею Иоанну Кутепову; его стараниями в 1804 году к Собору были приписаны городских и сельских прихожан 224 дома; сюда вошли: слобода Мальтина, дер.Песочня, Погибелка, Аксиньина и Пососенки, отчисленные от Введенской и Преображенской церквей г.Карачева. В 1851 г. соборный приход увеличился присоединением дер. Сумароковой, отчисленной от прихода с.Одрина. В 1865 г. была причиписана еще деревенька Желтоводье. В 1876 г. с упразднением при Соборе 3-го штата, произошло сокращение и его прихода: дер. Подсосенки отчислена к Введенской церкви, а дер.Желтоводье к Благовещенской церкви. В настоящее время при Соборе числится 525 домов с 3200 душ обоего пола.

Храм во имя Архистратига Михаила в память чуда его в Хонех, был устроен в третьем этаже каменного здания тюрьмы в 1869 году иждевением Карачевского купца Михаила Авраамова. В 1870 году для большей вместительности его к нему прибавлена была обширная комната, посредством устроенной в соединявшей комнату с церковью стене арки, так что в настоящее время церковь занимает целую четверть верхнего этажа здания тюрьмы. В этом же году устроена была во дворе тюрьмы небольшая деревянная колокольня. В 1887 году Карачевским купцом Александром Мартыновым на собственные средства устроена над воротами тюрьмы каменная колокольня. Причта при церкви положено два лица: священник и псаломщик. Жалования причту положено от земства 200 руб. в год.

Эта церковь и ее приход в простом народе называют Афанасьевскими. Название это до сего времени удерживается в народе от имени св.Афанасия, патриарха Александрийского, которому был посвящен прежний приходской храм, существовавший до эпохи смутного времени. К сожалению, ни в памяти местного населения, ни в церковных документах не сохранилось никаких исторических сведений об этом храме. Но известно, что уже в XVII ст. вместо Афанасьевского храма существовала деревянная Благовещенская приходская церковь, с двумя неосвященными по обеим сторонам алтаря приделами, “что на посаде за средней осыпью”, а близ нея была “теплая Флора и Лавра”, построенная в 1736 г. стараниями “попа” Андрея Львова и освященная при брате его, попе Алексее Львове в 1744 г. Древний Благовещенский храм находился близ нынешнего городского сада, где теперь существует поставленный на его месте каменный памятник. Храм этот просуществовал до начала XIX ст., когда был заменен нынешнею каменною церковью. Нынешняя Благовещенская церковь устроена в 1819 году карачевским купцом Николаем Шестаковым; а в 1849 году близ нее, но отдельным зданием устроена каменная колокольня. Церковь одноглавая, с теплой при ней трапезой, для своих прихожан достаточно поместительная. Престолов в ней три: главный во имя Благовещения Божией Матери, придельные (в трапезе) во имя святителя Митрофана Воронежского и во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1867 г. трапезная часть храма была удлинена на полтора окна и старые иконостасы были заменены новыми. В 1876 г. церковь обнесена каменною оградою с чугунной решеткой. Этот ремонт храма произведен был стараниями церковного старосты купца Николая Химченкова. В 1902 г. нынешний староста купец Михаил Смирнов на собственные средства устроил вместо потолка своды в трапезной части храма, поставил здесь новые иконостасы, внутренние стены покрыл священною живописью и пристроил к храму новую каменную паперть с резными дубовыми дверьми. Этот ремонт обошелся в сумму 9000 рублей. Из местных святынь, особо чтимых, заслуживает упоминания икона святителей Афанасия и Кирилла. Икона эта отличается глубокою древностью, быть может, равною теперь несуществующему Афанасьевскому храму. К празднованию в честь св. Афанасия 2-го мая в храм стекается много народа, преимущественно крестьянки с грудными детьми, которых они и приобщают частью за раннею, частью за позднею литургиями. Церковная земля 7 ? дес. Находится в расстоянии 7 верст от храма. Причт по штату положен трехчленный: священник, диакон и псаломщик. Церковных домов и казенного жалования не имеется. В районе прихода имеется при ст. “Белые Берега” Риго-Орловской ж.д. Школа грамоты, открытая в 1899 году начальником станции Адольфом Кирштейном; школа содержится на казенные и частные средства и имеет 25 человек учащихся. Сельское население прихода по удаленности от города и разбросанности в местах нахождения остается, к сожалению, без просветительного влияния школы. До 1877 г. при Благовещенской церкви приход состоял из одних горожан; в 1876 г. к этой церкви были причислены следующие деревни: Философ Завод, Бабинка, Круча, Непряхино, Вереща, Журавки, Желтоводье и Пастушки. Все эти деревни расположены в расстоянии от 12 до 22 верст от церкви в разных направлениях.

В южной окраине г.Карачева, близ реки Снежеть, во второй половине XVII в., основан был Введенский девичий монастырь, вместо ранее существовавшего девичьего монастыря при церкви св. Димитрия Солунского. Первою игуменьей нового монастыря была Евгения с 1677 по 1696 г. При этой игумении в 1686 г. “коштом” царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи построена была монастырская каменная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Апостолов Петра и Павла. Так получил начало нынешний Введенский храм; знаком его царского строения служит маленькая царская корона, которой увенчан крест на главном куполе храма. Лучшим временем в истории Введенского монастыря было время царствования Императрицы Елизаветы Петровны, когда начальницею монастыря состояла игумения Александра. Из этого монастыря Императрица изволила поднимать в Петербург находившуюся там Страстную икону Божией Матери, помолившись пред которой Государыня получила исцеление от своей глазной болезни. Возвращая икону обратно в монастырь, Императрица пожертвовала от своих щедрот две тысячи рублей “на монастырское строение”. Пожертвование Государыни было весьма благовременно для Введенской обители, так как церковь ее была близка к разрушению: своды в алтаре во многих местах дали трещины; деревянная колокольня, келья настоятельницы с 12 кельями монахинь и деревянная монастырская ограда были ветхи. По смерти игумении Александры в 1760 г. монастырем, в звании наместницы управляла монахиня Ираида из волноотпущенных карачевского помещика Ржевского; она в 1763 г. оставила монастырь по неудовольствию не нее сестер-монахинь. Последнею игуменью монастыря была назначенная из Москвы мать Апполинария. При ней, по введении в действие новых монастырских штатов, Карачевский женский монастырь был упразднен, сестры его были переведены в Орловский Введенский женский монастырь, а указом Севской консистории от 9 сентября 1765 г. как монастырские здания, так равно св. церковь, наличные деньги, серебрянные сосуды и прочие дорогие вещи предписано было передать Тобольскому карабинерному полку по описи под расписку. Из этой описи видно между прочим, что иконостас в главной церкви – старинный, столярной работы, с резьбой и позолотою; царские врата резные, вызолоченные; с образами Благовещения и 4 св. Евангелистов. Местные образа в киотах: по правую руку царских врат образ Спасителя, а рядом с южною дверью – образ Введения Божией Матери, обложенный серебрянным окладом с позолотой и украшенный 6 такими венцами, жемчугом (зеленым и красным) и дорогими камнями. По левую сторону соборной двери образ св. Николая с венцом и цатою серебрянными вызолоченными. Все описанные предметы существуют в Введенском храме и в настоящее время. Таким образом, Введенская церковь из монастырского храма сделалась военною. В 1776 году Тобольский полк выбыл из Карачева; по распоряжению начальства находившуюся в его ведении Введенскую церковь велено было запечатать, а главную святыню ее, Страстную икону Божией Матери предписано было передать карачевскому Архангельскому Собору. Тогда-то от бывших монастырских прихожан и было подано прошение Преосвященному Севскому Кириллу о том, чтобы Введенскую церковь отдать им, прихожанам, со всем церковным имуществом и назначить им приходского священника. Вследствие этого прошения последовало такое распоряжение Преосвященного Кирилла: “священника из градских содержать прихожанам на своем коште дозволяется и отдать им под расписку ризницу и прочее”. Так получил начало существующий ныне Введенский приход г.Карачва. С этого времени до 1804 года он состоял преимущественно из бывших монастырских крестьян дер. Песочни и Погибелки. В 1804 году деревни эти были отчислены к карачевскому Архангельскому Собору, а к Введенской церкви были причислены ближайшие городские жители, населяющие так называемую Драгунскую слободу. В 1876 году вследствие нового расписания приходов к Введенскому храму была причислена дер. Пососонки, отчисленная от Соборной церкви. Со времени своего устройства Введенский храм до сих пор существует без изменений его архитектурного стиля; только в 1817 г. к нему пристроена в одно здание новая каменная колокольня, а в 1874 г. были расширены окна и двери храма. В 1896 и 1897 гг. храм внутри был капитально отремонтирован; иконстас в придельном алтаре весь позолочен, внутренние стены покрыты священною живописью, а весь храм сделан теплым. Из достопримечательностей Введенского храма заслуживает внимания древнее напрестольное Евангелие с такою на нем надписью: “Декабря 3-го дня 1692 г. по указу Великого Государя сия книга дана по приказу Большого Дворца в Карачевский посад Введенский Девичь монастырь игуменьи Евгении с распиской”. Во время существования монастыря при прежней монастырской церкви были погребены монахини. При перемене церковных полов внутри храма оказалось, что под церковью есть несколько склепов, послуживших местом упокоения неизвестных почетных лиц. Причта при церкви положено три члена: священник, диакон и псаломщик, которые получают казенное жалование. Церковной земли и церковно-причтных помещений не имеется. Пение и чтение в храме исполняется, кроме псаломщика, любителями и учениками церковной школы. Приход к настоящему времени состоит из 260 домов с 706 душ. К церковному Богослужению, поминовению умерших и прочим делам благочестия прихожане довольно усердны; с охотою отдают детей своих в школу и скоро отзываются на нужды церкви. Раскольников и сектантов в приходе нет. Метрические книги имеются с 1810 г., а исповедные с 1806 г.

До начала XIX ст. в городе Карачеве при каждой приходской церкви находилось свое собственное кладбище, служившее прихожанам местом их вечного упокоения. В 1806 году последовало Высочайшее повеление о закрытии кладбищ внутри города и об устройстве одного общего кладбища за чертою городского поселения. Вследствие этого распоряжения в северной окраине г. Карачева, близ нынешней железнодорожной станции, городским управлением под кладбище была отведена значительная площадь. Земли, размером приблизительно около 8 десятин, на которой с того времени и началось погребение всех усопших граждан г.Карачева. Так получило начало нынешнее городское кладбище. С образованием кладбища у прихожан тотчас же явилась мысль и желание освятить это место устройством на нем св. храма. Выразителем этого желания явился карачевский купец Василий Иванович Найденов, который на свои средства в том же 1806 году заложил трапезную часть будущего кладбищенского храма, а в 1808 году эта часть была закончена строением и освящена во имя трех Вселенских Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1815 году на средства жителей г. Карачева заложен был и настоящий каменный храм Вознесения Господня, а через два года был освящен соборным протоиереем Иоанном Кутеповым. В это же время на средства карачевского купца Георгия Тихоновича Палилова в трапезной части храма был устроен 2-й престол в честь Смоленской иконы Божией Матери. Наконец, в 1837 г. усердием церковного старосты Василия Семеновича Ульянова при храме в одно здание с ним устроена была каменная колоколня вместо ранее существовавшей деревянной. В 1882 г. на средства церковного старосты Владимира Ивановича Кочергина произведен был капитальный ремонт храма; стены трапезной части его надложены и подняты вверх; потолок и пол настланы новые; вновь устроены для отопления храма четыре печи; оба иконостаса были обновлены; внутренние стены покрыты масляною краской, а потолок украшен священною живописью. В 1898 году старанием церковного старосты Тихона Ивановича Дьяконова наружные стены храма были покрыты масляной краской, а внутренние в настоящей – покрыты священной живописью и отделаны под мрамор. Из святынь храма останавливает на себе внимание икона Божией Матери “Трех радостей” и святого Великомученика Пантелеймона – обе в сребропозлащенных ризах. Церковное пение и чтение в храме исполняется хором певчих – любителей с участием учащихся в в местной церковной школе. Все кладбище ограждено каменною и частью деревянною с каменными столбами оградой, устроенной на средства бывшего церковного старосты Владимира Ивановича Кочергина. С 1886 г. при церкви имеются метрические книги: 1-я и 3-я части. Церковной земли при храме нет и казенного жалования причт не получает. Церковный причт состоит из священника и псаломщика, которые живут в церковно-причтовых помещениях, устроенных при храме Владимиром Ивановичем Кочергиным. В 1899 г. при храме старанием священника о.Федора Грабовского организована воскресная школа, первая и единственная в Карачеве. При кладбище находится городская богадельня, устроенная карачевским купцом Александром Ефимовичем Мартыновым. В настоящее время от церкви сохранился лишь фрагмент фундамента у входа на кладбище со стороны вокзала. В 1970-х годах рядом был разрушенный вход в склеп, заваленный почти доверху мусором. Позже его засыпали землей и сейчас уже ничто не указывает на его местонахождение.

Воскресенская церковь, что бывшей Тихоновой пустыни, занимает местность за р.Снежеть в слободе Бережок и вместе с последней составляет юго-западную окраину Карачева. Ближайшие к ней церкви – Троицкая и Соборная. Приходским храмом Воскресенская церковь сделана в 1764 г.; до этого же времени она была монастырскою: на этом месте существовал Воскресенский монастырь, называвшийся иначе Тихоновою пустынью. Основание этого монастыря принадлежит священно-иноку Тихону. В древнем синодике Воскресенского монастыря, написаном “тщанием тыя обители строителя Антония”, и иеромонаха Гавриила в 1700 г., вслед за царскими именами вписан и “род строителя монаха Тихона”. Из синодика видно, что преподобный Тихон “преставися в 1609 г. Августа в день” и погребен в основанной им обители с южной стороны церкви в особом приделе. Над могилою его устроено каменное надгробие и положен самородный камень с надписью о времени кончины почившего. На означенном надгробии положено издавна его изображение во весь рост. По преданию Преподобный Тихон подвизался на каменном столбе, возвышавшемся над вторым этажом монастырской церкви, где устроена небольшая круглая келейка и где висел вестовой колокол, извещавший мирных иноков о приближении крымских татар, которые некогда производили частые набеги на Карачевский уезд. Здесь же сохраняются и ременные четки Преподобного, от которых впрочем уцелела незначительная часть. Память Преподобного Тихона чтится местными жителями 16-го июня, когда из городского собора совершается сюда крестный ход, возле храма устраивается ярмарка, продолжавшаяся неделю. Ближайшими преемниками Преподобного Тихона по управлению основанной им пустыни были: игумен Макарий “Карачевец”, игумен Закхей “убиенный”, игумен Павел и игумен Мисаил, при котором за Воскресенским монастырем значилась вотчина: “по реке по Снежети вниз левый берег по Брянский рубеж с упалыми речками и рыбными ловлями и с бобровыми гоны и с хмелевыми болоты”. Кроме того, тому же монастырю принадлежало “в городской осыпи” место в длину 12 саж. И поперек 10 саж.; “здесь, очевидно, находился монастырский ходный двор, в котором укрывались иноки во время нападений крымских татар”. После игумена Мисаила настоятелями Тихоновой пустыни преемственно были игумен Афанасий Федоров, строитель Иов и черный поп Иосаф, поставленный игуменом Патриархом Иоакимом в 1675 году. После Иосафа игумен был Варлаам. В 1680 г. карачевский Воскресенский монастырь был приписан к Воскресенскому монастырю, именуемому Новый Иерусалим. В 1681 г. Тихонову пустынь предположено было со всеми угодьями отписать к г.Болхов, где проектировано было открыть епископскую кафедру. Но этому проекту не суждено было осуществиться, и Воскресенский монастырь продолжал оставаться в прежнем положении до 1764 г., когда, по известному распоряжению Правительства, монастырь был закрыт, а его обширные владения отобраны были в казну. С упразднением монастыря Воскресенский храм сделан был приходской церковью. В состав прихода вошли бывшие монастырские крестьяне, проживавшие в слободах: Бережок и Рясник и в деревнях: Бойковой, Трыковке, Мокрой и Мылинке. В настоящее время всех прихожан в названных деревнях числится 620 домов с 2300 душ муж. пола.
Воскресенский храм двухэтажный, каменный, с такою же колокольней. Престолов в нем три: на верхнем этаже во имя Обновления храма Воскресения Христа, в нижнем теплом – во имя Смоленской иконы Божией Матери и в приделе – во имя св. Тихона Амафунтского. Храм построен Великою Княжною Татьяной Михайловной, но когда именно – неизвестно. Величественность здания и редкая прочность указывают на большие материальные средства, какими располагал строитель храма. Существующие ныне иконостасы вновь устроены были в 1866 г. - в верхнем этаже храма. Из икон, замечательных по древности, заслуживают упоминания местно-чтимая Смоленская икона Божией Матери и икона Святителя Николая, пожертвованная в 1797 г. неким Жигальцовым. Замечательный по древности напрестольный вызлащенный крест XVIII столетия и серебряное кадило остались, по преданию, от бывшего монастырского имущества. Кроме того, сохранились три богослужебные книги: триод постная 1693 г., триод цветная 1695 г., праздничная 1697 г. Вокруг церкви в 1829 г. построена сплошная каменная ограда; внутри нее с северной стороны расположены торговые лавки, занимаемые торговцами во время летней ярмарки. С южной стороны алтаря лежат два надгробных камня с высеченными на них надписями, из которых видно, что под одним из них погребен схимонах Иоаким, под другим – воевода Хитрово. С северной стороны церкви памятники над могилами генерал-майора Хитрово и полковников Добровольского и Пашкова. Приходское кладбище находится у церковной ограды. В двух верстах от храма близ Рясника неизвестно кем и когда устроена часовня, куда в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенской церкви совершается крестный ход для водоосвящения. Церковный причт двухштатный: два священника, диакон и два псаломщика. Копии метрических книг имеются при церкви от 1795 г., а исповедных ведомостей от 1825 г. Земли при церкви 37 десятин; казенного жалования и церковно-причтовых помещений не имеется. Церковно-приходская школа открыта в 1903 г., учащихся в ней 45 чел. До открытия церковно-приходской школы при храме в наемном помещении существовала с 1897 г. шк. - гр. В слободе Рясник в 1902 г. открыта в наемном помещении шк. - грам., учащихся в ней 48 чел

На левом берегу Снежети, в 100 саженях от реки, против древней городской осыпи, где ныне возвышается небольшой каменный памятник, от неизвестного времени существовал деревянный храм во имя св. Димитрия Солунского. Вокруг храма, на церковной земле, кроме членов местного причта, жили в келиях “черницы”, а вблизи монашеских строений жили прихожане, ратные люди - пушкари и стрельцы. Весь этот небольшой поселок был обнесен вместе с церковью валом и деревянною стеной – тыном и назывался Пушкарскою слободою. Эта небольшая первобытная крепость ограждала г. Карачев от внезапного нападения татар и других врагов, проникавших сюда с юга по так называемой Свиной дороге.
В смутное время, в 1615 году, когда весь Карачев лег в развалинах, той же участи подверглась и Пушкарская слобода: Дмитриевский храм, келии монаинь и жилища пушкарей были разорены и разрушены до основания. При восстановлении из развалин города Карачева на прежнем месте был восстановлен и Дмитриевский храм; строителем его был “поп Иван”; при храме находилось церковное кладбище размером в длину и ширину по 20 саженей. Сколь продолжительно было существование нового Дмитриевского храма, с точностью неизвестно. Но во второй половине XVII ст. “черницы” - монахини перешли отсюда в самый город и организовали здесь Карачевский Введенский девичий монастырь. Во второй половине XVIII ст. перенесен был отсюда и самый храм; пушкари же ратники переселились отсюда к слободе Бережок и образовали собой особый поселок, называющийся теперь “Затынная”.
Новый Дмитриевский храм окончательно был устроен в 1773 году на западной окраине г. Карачева; этот храм был также деревянный, но уже двухэтажный: верхний этаж был посвящен иконе Знамения Божией Матери, а нижний – св. Димитрию Солунскому. Приход его теперь значительно увеличился присоединением к нему окраинных жителей города и стал известен более под именем Знаменского. Этот храм существовал сравнительно недолго: в 1813 году он был разобран и заменен ныне существующей Троицкою церковью.

В 1776 г. “коштом” граждан г.Карачева в юго-восточной части города для крестьян ближайших деревень построена была деревянная церковь во имя Всех Святых. Храм этот просуществовал до 1865 г. В этом году 10 мая и церковь и приход постигло страшное несчастье: при сильном порывистом ветре церковь сгорела вся до основания со всею находившейся в ней священной утварью и со всем приходом, кроме одной деревни Ушивки.
Протоиерей Любомирский рассказывал:
«Зрелище было страшное и поразительное. Многие бежали спасать от огня храм. Диакон Петр Крылов оставил свой дом, уже находившийся под огнем, забыв о своей семье и малолетних детях, бросился в церковь».
Прихожане и причт, лишившись своего храма и своих жилищ (кроме священника), временно были приписаны к ближайшей Николаевской церкви. Вскоре после этого разрушительного бедствия местный священник Федор Коренев и церковный староста, крестьянин Алексей Георгиев Худяков, с похвальной энергией приняли на себя труд устройства нового каменного храма. При помощи Божией и при содействии граждан г.Карачева новый Всехсвятский храм закончен полным устройством и освящен в 1874 году.
В нынешнем Всехсвятский храм имеет три престола: в настоящей (холодной) во имя Всех Святых, в трапезной (теплой) во имя Святителя Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм одноглавый, светлый, довольно поместительный, с каменною при нем колокольней. В 1890 году вокруг храма старанием церковного старосты Петра Федорова Терехова устроена сплошная каменная ограда. В 1894 году старанием старосты Василия Павлова Бабаскина на собранные им пожертвования был произведен внутренний ремонт храма, состоявший в поновлении всех трех иконостасов и покрытии стен священною живописью. Древних и ценных икон в храме не сохранилось.
Церковь одноглавая, с каменной колокольней. Внешняя архитектура отразила уже новые веяния в развитии отечественного зодчества второй половины XIX века – использование декоративных мотивов древнерусского узорочья конца XVIII века, которое как течение получило название псевдорусского стиля. В плане церковь квадратная, перекрыта сомкнутым сводом. Трапезная тоже квадратная, но большего размера, с двумя опорами – столбами, несущими своды.
Архитектура церкви, расположенной на возвышенности, обращенной к полю, рассчитана на восприятие с дальних расстояний.
В 1900 г. старанием священника Григория Диомидова и церковного старосты Ивана Павлова Бабаскина устроено новое просторное здание церковно-приходской школы, в которой обучается до 65 детей обоего пола. Школа содержится на казенные и церковные средства.
Пение и чтение в храме при Богослужении исполняется, кроме псаломщика, прихожанами – любителями и учениками церковной школы. Причт при храме двухчленный: священник и псаломщик, которые получают казенное жалование. Церковной земли и церковно-причтовых помещений не имеется. Метрические книги и исповедные ведомости имеются от 1846 года. Приход Всехсвятской церкви состоит из следующих деревень: Беломестной слободы, Прилеп, Ушивки, Малой Бошинки, Глыбочек и Драгунской улицы в г.Карачеве. Всех прихожан числится 780 душ мужского пола; занимаются они земледелием и обработкой пеньки на пенькотрепальных фабриках. Храм Божий они посещают усердно и на его нужды отзывчивы.
В первых числах октября 1915 года в церковной школе разместили 150 пленных австрийцев, проживших здесь месяц.

До 1783 года в г.Карачеве в центральном месте Козельской улицы существовала деревянная одноэтажная церковь во имя св. Параскевы-Пятницы, которая и называлась Пятницкой. Кем и когда построена она неизвестно.
В 1783 году рядом с нею была выстроена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, отчего и церковь получила название Казанской. Постройка этой церкви производилась тщанием купца Алексея Герасимова Сытина, на пожертвования прихожан и других благотворителей. Деревянный же Пятницкий храм был продан и на месте его воздвигнут каменный памятник, сохраняющийся доселе.
Из утвари старого храма уцелели только две иконы: во имя Казанской Божией Матери, на которую в 1862 году была сделана сребро-вызлащенная, шитая жемчугом и украшенная камнями, риза, и во имя св. Параскевы – Пятницы, издавна обложенная сребропозлащенною ризою.
В 1885 и 1886 годах старанием церковного старосты Ивана Иванова Суслова храм был расширен пристройкою к нему с двух сторон на средства благотворителей. В настоящее время церковь крепка и поместительна; нижний этаж ее теплый, а верхний – холодный. Утварью и ризницею очень достаточна. Между святынями особенно чтимы:
1.Икона Спасителя в образе Предвечного Младенца, лежащего на кресте;
2.Животворящий Крест Господень сребропозлащенный с находящимися в нем частицами св. мощей 30 св. угодников. Пожертвован сей Крест уроженцем г.Карачева из дома Вертиленских, прихожан Казанской церкви, бывшего игуменом и духовником королевы Вюртембергской Игнатием, от которой он наследовал эту драгоценность, как дар;
3.Нерукотворный образ Спасителя – дар прихожанки Анны Петровой Морякиной, замечательной академической работы, весь шитый жемчугом и украшенный камнями. С 15 апреля 1873 года эта икона поставлена местною в главном иконостасе и составляет редкое украшение храма;
4.Заслуживает также внимания, как редкость, св.Евангелие, издания половины 18 века, обложенное серебром и позолоченное. Оно замечательно как по своей величине, так и по весу: вес его 2 пуда 7 фунтов;
5.Нельзя не упомянуть также о Плащанице, шитой по лучшему венцианскому бархату золотом и жемчугом и украшенной камнями.
Престолов в храме шесть: а) в верхней церкви три: во имя Казанской иконы Божией матери, Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы; б) в нижней – три: во имя св. мученицы Параскевы – Пятницы, Преподобного Алексея Человека Божиего и св. великомученицы Варвары. Во время воскресного и праздничного богослужения поет хор, в котором, кроме взрослых прихожан и платных певцов, принимают участие ученики и ученицы местной церковно-приходской школы, а все остальные учащиеся поют общеупотребительные церковные песнопения, а также читают на клиросе. В будние дни, кроме псаломщика, поют и любители. Хор содержится попечительством, а любители поют бесплатно. Замечательных и древних могил возле храма нет. Есть только одна могила с памятником умершего местного протоиерея Михаила Покровского (в 1894 году), находящаяся по правую сторону главного алтаря.
Земли усадебной, распашной и сенокосной церковь не имеет, но дома для священнослужителей есть, которые находятся в храмовой ограде. Здесь же расположены и церковные каменные лавки, которые сдаются в арендное содержание и плата за которые поступает в церковные средства. Жалования причт не получает. Особо древних документов в церкви не сохранилось. Есть копии метрических книг и копии исповедных ведомостей с 1805 года. Причт состоит из трех лиц: священника, диакона и псаломщика.
С 1889 года при церкви существует церковно-приходская школа, помещающаяся в церковном одноэтажном каменном здании. Образование Казанского, бывшего Пятницкого, можно отнести к первой половине XVII столетия. С 1784 г. приход именуется Казанским. В состав его входят: Козельская улица, Базарная площадь, Ешкинская улица, Щемиловка и Костомаровка. Население прихода преимущественно принадлежит к мещанскому и частно-купеческому сословиям. В 1876 году два квартала Щемиловки были отчуждены к приходу Преображенскому. В настоящее время в приходе числится 186 домов.
Казанская церковь являлась церковью для Карачевского купечества. Недалеко от церкви находился дом самого богатого в Карачеве торгово-промышленника, купца 1-й гильдии В.Н.Кочергина.
Протоиереем в церкви служил М.В.Покровский – дед по материнской линии писателя Михаила Булгакова. М.В.Покровский был из династии священнослужителей. Его отец – Василий Покровский – служил дьячком в Архангельском соборе. Сам Михаил Васильевич после окончания Орловской духовной семинарии стал священником кладбищенской церкви, затем был переведен в Казанскую, где и дослужился до протоиерея. Умер он в 1894 году. В ограде храма, с правой стороны главного алтаря, находилась его могила и памятник.
Дом священнослужителя находился в церковной ограде. 19 мая 1865 года во время благовеста от громового удара и молнии загорелся дом купца Боева, который стоял на месте современного магазина «Ермак». Пожар перенесся на Казанскую церковь, а за ней и на дом Покровских. В течение 10 дней пожар истребил значительную часть города. Тысячи горожан остались без крова и имущества.
Михаила Васильевича такое несчастье постигло в третий раз. Несмотря на это, первой его работой после пожара стало не восстановление собственного дома, а поднятие из руин Казанской церкви, которая была восстановлена в рекордный срок – 5 месяцев.

Церковь св.Марии Магдалины при Карачевской женской гимназии устроена в 1882 году, в третьем этаже каменного здания гимназии , иждевением карачевского купца Кочергина. В 1898 г. храм был увеличен и распространен в длину до 41 арш. При производстве этого ремонта св. престол был снят, а иконостас разобран. 4 апреля 1899 г. по окончании всего ремонта, Преосвященный Никанор совершил полное освящение храма. Замечательных предметов в храме нет. Метрических и исповедных книг нет. Храм посещается ученицами гимназии и женского приходского училища.

Храм упоминается в описи 1626 года: «В острожной же большой осыпи церковь Чудотворца Николая». До эпохи смутного времени в нынешнем 60-м квартале г.Карачева, в черте “около большой осыпи” существовала церковь св.Пророка Илии. Храм этот в тяжелую годину самозванцев подвергся общей печальной участи с прочими карачевскими церквями, т.е. был разрушен овладевшими городом поляками.
При восстановлении г.Карачева в половине XVII ст. был сооружен новый деревянный храм во имя Святителя Николая “на посаде, за древней осыпью” и “другая, теплая, построенная вместо старой церкви св.Пророка Илии с приделом св.Иоанна Воина”. Эта постройка была совершена общими силами причта и прихожан. Около храма существовало приходское кладбище, размером в длину 15 и в ширину 8 саженей; здесь же находились и церковно-причтовые усадебные места. Кроме того, церкви принадлежали находившиеся близ нее семь свободных усадебных мест, на которых раньше жили посадские люди и казаки, и церковная пашня вверх речки Горе-Грязи.
В 1806 году придел св.мученика Иоанна Воина был заменен приделом св. Пророка Илии. Побуждением к этому послужило следующее, по преданию, событие. В 1806 году, по случаю продолжительной засухи, по городу был устроен крестный ход с молебными пениями о ниспослании дождя. Во время молебного пения пред Николаевским храмом светлое солнечное небо мгновенно покрылось дождевыми тучами, из которых полил обильный дождь, так хорошо напитавший землю, что она произросла в то лето обильные плоды. В ознаменование этой милости Божией граждане решили соорудить придел во имя св. пророка Илии.
В таком первоначальном виде и составе Николаевская церковь просуществовала до 1861 года. В этом году она продана была в с.Бельдяжки Кромского уезда, а вместо нее был выстроен новый каменный пятиглавый храм в 43 квартале г.Карачева, при большой шоссейной Орловской дороге. Строителем этого храма был крестьянин дер.Масловки Гавриил Васильев Болдырев. Еще в 1847 и 1853 г.г. Для постройки новой церкви были приобретены покупкой и пожертвованиями участки усадебной земли на восточной окраине города. В 1855 г. началась постройка храма, а в 1860 г. она окончилась, и церковь была освящена с благословения Преосвященного Поликарпа. Церковь первоначально была устроена без трапезы, с тремя в ряд престолами: во имя Святителя Николая, св.Пророка Илии и в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали”. В 1862 – 1863 гг. к трехпрестольной настоящей церкви была пристроена трапезная часть и каменная колокольня; здесь были сооружены 2 престола во имя Святителя Тихона Задонского и св. мученика Иоанна Воина. В 1871 г., по случаю замеченного повреждения капитальных стен храма, пять каменных куполов на храме были сняты и вместо них поставлен один “восьмерик” с окнами; вместе с этим была окончена постройка колокольни.
К особо чтимым святыням Николаевской церкви относится икона Божией Матери “Утоли моя печали”. Когда и кем она устроена – неизвестно, но она уже существовала в древнем каменном храме. Высота и ширина ее около аршина. Драгоценных украшений икона не имеет. Из предметов, замечательных по древности происхождения, заслуживает внимания малое напрестольное Евангелие в сребро-позлащенных досках, изданное в 1688 г. в Москве.
Копии метрических книг имеются от 1809 года, а исповедные ведомости – от 1828 года. При церкви имеется 18 десятин земли, находящиеся в 8 верстах от города.
С 17 октября 1899 г. при храме открыта в собственном каменном просторном помещении церковно-приходская школа, устроенная стараниями умершего священника Алексея Ив. Попова. В школе обучается до 70 детей прихожан обоего пола; содержится она на средства казенные и церковные.
До 1806 года Николаевский приход состоял из купцов и мещан, жителей центральной части города, и крестьян дер. Подсосенок и Малой Бошинки. В этом же году, по разделе приходов, к Николаевской церкви приписаны были – в городе Драгунская слобода и пригородные дер. Масловка и Глыбочки. В таком виде приход существует до настоящего времени. Всех домов в приходе 215 с 850 душ мужского пола. Религиозно-нравственное состояние прихода довольно удовлетворительное. Раскольников и сектантов в приходе нет.
Архитектурный облик храма создают русско-византийские формы, характерные для конца второй трети XIX века. Короной восьмерика выглядит завершение граней его стен. Эти полукруглые арки с заостренными на манер древних кокошников, верхами. Арки опираются на трехчетвертные «византийские» колонны, поставленные по углам восьмерика.
В 1927 году храм был закрыт. В дальнейшем он использовался в качестве склада для зерна, кинотеатра, мебельного магазина и склада имущества ГО. 6 июля 1994 года здание возвращено церкви.
Храм сегодня располагается по ул.Первомайской, 219. В 1995 году в храме начались вновь регулярные службы. Настоятель храма игумен Тихон с прихожанами сделали немало по его возрождению: газовое отопление, ремонт кровли и внутренних помещений, приобретение необходимого инвентаря, благоустройство территории.
С первых лет службы при храме были открыты воскресная школа и библиотека.

До эпохи смутного времени в г.Карачеве в “острожной осыпи” существовала церковь во имя св. Жен Мироносиц. В тяжелую годину самозванцев этот храм вместе с прочими Карачевскими церквями постигла печальная участь полного разрушения. При восстановлении развалин Карачева в 1-й половине XVII ст. прихожанами храма была выстроена новая приходская деревянная церковь на том же церковном месте. В 1740 году прихожанами храма был воздвигнут одноглавый, но уже каменный храм, также во имя Преображения Господня, с приделом во имя св. Жен Мироносиц, на месте же деревянного храма был поставлен каменный памятник, существующий доселе. Впоследствие в этом храме устроен был 2-й придел в честь Божией Матери “всех скорбящих Радости”.
В последней четверти XIX ст. вследствие малопоместительности этой церкви и ее заметной ветхости, а равно и вследствие отдаленности от прихода, церковным старостою совместно с прихожанами была выстроена новая каменная трехпрестольная пятиглавая церковь во имя Преображения Господня. Строителем нынешнего Преображенского храма был карачевский купец Петр Иванович Иванов. Храм окончен постройкою в 1888 году и 18 октября того же года он был освящен.
Преображенский храм – красивой архитектуры, очень вместительный, с массою света и воздуха, с духовым “амосовским” отоплением, и, как таковой, занимает первое место среди всех Карачевских храмов. В 1896 году начата была постройка отдельным зданием каменной колокольни, которая в настоящее время доведена лишь до половины. Причта при сей церкви положено священник и псаломщик. Метрические книги и исповедные ведомости имеются от 1805 года.
В 1903 году церковным старостою Герасимом Вас. Шемяковым на собственные средства вблизи здания устроено, но еще не вполне закончено новое каменное здание для церковно-приходской школы. Приход Преображенской церкви один из самых древних в Карачеве. До начала XIX века к нему принадлежала центральная часть г. Карачева и погорная деревня Аксиньина.
В 1806 году для нового образования Соборного прихода, от Преображенской церкви была отчислена значительная часть городских прихожан и подгорная деревня Аксиньина. В настоящее время Преображенский приход состоит из купцов и мещан центральной части города, которых числится до 600 душ мужского пола. В религиозно-нравственном отношении прихожане отличаются усердием к храму Божию и отзывчивостью на нужды церкви и дела человеколюбия. Преображенскую церковь не раз посещали Орловские Архипастыри: в июне месяце 1885 г. храм осматривал Преосвященный Симеон, 27 августа 1890 года его посетил Преосвященный Мисаил, 26 апреля 1897 г. он был посещен Преосвященным Митрофаном и наконец 17 апреля 1903 г. храм посещен Преосвященным Иринеем.
Преображенская церковь находилась неподалеку от Казанской и была посещаема в основном дворянско-чиновничьей элитой. Располагалась церковь Преображения на углу нынешней улицы Дзержинского – бывшей Преображенской – и Ленина.
С приходом Советской власти храм был закрыт. В 1937 году с храма снесли купола и кресты, а само здание было переоборудовано в помещение драматического театра. Театр с постоянной труппой актеров – профессионалов часто выезжал на гастроли по городам Орловщины и Брянщины.
Во время Великой Отечественной войны здание Преображенской церкви было разрушено.

Каменный храм во имя Пресвятой Троицы был заложен в 1808 г. на месте, смежном с бывшею Знаменскою церковью; строителями его были церковные старосты карачевские купцы Василий Иванович Масленников и сын его Иван Васильевич. Первоначально была отстроена и освящена в 1813 году трапезная часть храма с двумя в ней престолами в честь иконы Божией Матери “Знамение” и во имя св. Великомученника Димитрия. Главная же настоящая церковь во имя св. Троицы была окончательно устроена в 1817 г. и 7 октября того же года была освящена Преосвященным Ионою; колокольня же при храме была закончена постройкой в 1827 году. В 1849 г. в трапезной части храма оба иконостаса, перенесенные сюда из бывшей Знаменской церкви, были заменены новыми, существующими доселе. В 1866 г. настоящий храм усердием прихожанина, карачевского купца Александра Ефимовича Мартынова на собственные его средства был расширен пристройкою двух приделов во имя св. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и во имя Благоверного князя Александра Невского: при чем им же пожертвована была и вся церковная утварь для новых приделов. В 1888 г. старанием церковного старосты Василия Дмитриевича Космина был обновлен главный иконостас настоящей церкви, а местные иконы покрыты сребропозлащенными ризами. Среди святынь храма имеются особо чтимые иконы “Знамения” Божией Матери и св. Великомученника Димитрия. Близ храма устроено каменное здание церковно-приходской школы, открытой в 1897 г. Причт при храме трехчленный: священник, диакон и псаломщик. Казенного жалования и церковно-причтовых помещений не имеется. Церковной земли значится 122 десятины вблизи города. Приход Троицкой церкви первоначально состоял из жителей бывшей Пушкарной, ныне Затынной слободы; а в 1773 г. он увеличился присоединением к нему окраинных жителей города. Ныне в церковном приходе числится 185 домов с 525 душ мужского пола.

В юго-восточной части Карачева, на перекрестке улиц Дзержинского (бывшей Преображенской) и Урицкого (бывшей Успенской), возле школы имени А.М.Горького, стоит полуразрушенная церковь – церковь Успения Божьей Матери.
В Карачеве издавна существовала между другими храмами церковь в честь Успения Божией Матери. Но где именно находился храм, когда и кем построен и какова его судьба, ни в памяти жителей, ни в архивных документах никаких сведений об этом не сохранилось. Но известно, что в 1754 г. стоял двухэтажный храм с колокольнею в центральном месте городского сада, в острожной осыпи. В верхнем (холодном) этаже храма св. был посвящен Божией Матери, в нижнем же теплом, - во имя св. Космы и Дамиана.
Этот храм существовал до начала XIX ст. В 1818 г. по ветхости, тесноте и удаленности храма от прихода заложен был настоящий каменный храм, расположенный в северо-восточной части города. Он строился на средства прихожан 10 лет. В 1828 году здание храма постройкою было закончено. В трапезной, теплой части его было два престола – в честь Воздвижения Креста Господня и во имя Чудотворцев Космы и Дамиана. Эти приделы были освящены, а настоящий храм оставался без Богослужения до окончательного его устройства.
В 1832 году в настоящей (холодной) церкви были поставлены три иконостаса: главный, в честь Успения Богоматери, на средства прихожан, правый, во имя св. Троицы, на средства карачевского купца Иакова Никитина Масленникова и левый в честь иконы Божией Матери “Троеручицы”, на средства купчихи Таисии Георгиевны Дьяконовой. По окончательной отделке храма в 1833 г., при священнике Михаиле Полянском и старосте Павле Тюленеве все три престола настоящей церкви были освящены, по благословению Преосвященного Настоятелем Белобережской Пустыни, Архимандритом. Вскоре после этого приступлено было к устройству колокольни, которая к 1847 году была закончена строением в одно здание с церковью.
Храм представлял собой бесстолпный купольный храм с крестообразным в плане построением. Основной четырехгранный объем образовывали четыре мощных угловых пилона с закругленными внутренними сторонами и примкнутыми между ними арками, которые поддерживали цилиндрический барабан с высоким шлемовидным куполом, круглой шейкой и крестом. К пилонам примыкали пониженные боковые части – алтарь и трапезная. В юго-западном пилоне имелась винтовая лестница на хоры. Стены барабана были разделены пилястрами на восемь частей, прорезанных круглыми окнами с уступом по краю.
В 1850 году внутренние стены настоящего храма были украшены священною живописью. Роспись интерьера была выполнена клеевыми красками и представляла собой замечательное произведение в стиле классицизма. Священная живопись была выдержана в пастельных тонах с преобладанием мягкого охристого и голубого оттенков. В арках были изображены фигуры апостолов, а с восточной стороны – крест, поддерживаемые ангелами.
В 1886 году настоящий храм внутри был снова ремонтирован: средний иконостас, полы и оконные рамы были устроены новые, а придельные иконостасы и стенная живопись были обновлены. Этот ремонт, обошедшийся в сумму до 5000 рублей был сделан на средства прихожан, братьев Дракиных: Василия, Ивана, Николая, Алексея и Петра Ивановичей.
В 1856 г. старанием церковного старосты Михаила Голутвина с западной и южной стороны храм был обнесен каменной оградою с чугунной решеткою и двумя такими же вратами. В 1880 году стараниями церковного старосты Дмитрия Лапина с южной и северной наружных дверей храма сооружены были два чугунных литых крыльца.
Церковной земли имеется 7 ? десятин в расстоянии 8 верст от города; казенного жалования и церковно-причтовых помещений не имеется. Метрические книги имеются с 1798 г., а исповедные – от 1805 г. Успенский приход составляют семь полных кварталов в г. Карачеве, расположенных по шоссейной и Успенской улицам. В 1876 г. от этого прихода была отчислена деревня Вереща, приписанная к приходу Благовещенской церкви. Всех домов в приходе 135 с 600 душ мужского пола.
В 1898 г. в небольшом церковном здании при храме устроена была женская церковно-приходская школа, имеющая до 25 учащихся девочек. Вследствие малопоместительности школьного здания, в 1903 г. на средства священника Алексея Музалевского и частью на средства казны и церковные устроено новое школьное здание, которое еще не вполне закончено. В первых числах октября 1915 года в церковной школе разместили 150 пленных австрийцев, где они прожили 1,5 месяца.
В 30-е годы, после революции, церковь была закрыта. В послевоенные годы церковь использовалась под складские помещения, но когда прохудилась крыша, склады были перенесены в другое место. Церковь была оставлена на произвол судьбы, ветшала и разрушалась.
В 60-х годах церковь стали использовать как место для сбора металлолома. В это время архитекторы города решили, что церковь в центре города, да еще напротив школы – ни к чему. Храм было решено снести. Утром к зданию приехала техника и тяжелой чугунной битой ломали стены. Но центральная часть устояла. А взрывать в центре города не решились. Так она и осталась по сей день – избитая и выщербленная.

Hosted by uCoz